Железнодорожная станция Кураховка, Донецкая область

От скаифских и более ранних времен - до наших дней.

Железнодорожная станция Кураховка, Донецкая область

Сообщение Шанхаец » 25 фев 2024, 17:07

Не даю ссылку на сайт, где взял данную сводку. Во-первых, потому что она тупо переведена с украинского, а место оригинала мне неизвестно. Может вообще его нет. Во-вторых, по фактуре и стилю данный текст явно принадлежит Павлу Белицкому, который, находясь на Западной Украине, сейчас пишет с определённым политическим подтекстом. В-третьих, добротная статья, является компиляцией известных, хотя на данный момент неполных и противоречивых сведений. Что, и это особо подчеркну: НЕ УМАЛЯЕТ важности ранних исследований Павла по истории железных дорог Донбасса.

Перед тем, как подать вам эту статью, думал кое-что подредактировать в ней, никоим образом не трогая фактуру и мысли автора. И даже поначалу тронул, а потом - отставил как есть. Все эти "Курахивци", "Селидивки", "Звездное" - и так далее. Важным упущением автора является список владельцев копален, приписываемый 1921-1924 г.г. Не было тогда уже ни владельцев, ни кополен: была общая продразвёрстка и государственная 38-я шахта! Тем не менее, материал при правильном прочтении представляет ценность.


Железнодорожная станция Кураховка, Донецкая область

Кураховка - погрузочно-пассажирская железнодорожная станция Краснолиманской дирекции Донецкой железной дороги. (До декабря 2014 Ясиноватская дирекция) на линии Рутченково - Покровск.

Расположена в пгт Кураховка, Селидовский городской совет Донецкой области. Тупиковая станция, обслуживающая Центральную обогатительную фабрику «Кураховская». Ближайшая станция Цукуриха (8 км). По станции осуществляются исключительно промышленные перевозки.
Следует различать две станции Кураховка, которые действовали в разное время, но располагались в непосредственной близости друг от друга.

«Первая станция Кураховка» к западу от современного села Звездное Марьинского района (тогдашняя Кураховка) появилась в 1875-1876 годах в результате строительства частной 24-верстной Рутченковской-Кураховской железной дороги французского горнопромышленного общества на юге России от станции Рудничная (Рутченково) до угольного рудника общества. Здесь было построено паровозное депо, оборудованы телеграфную линию на станцию Рудничная и город Мариуполь.

Рядом возвели мост через узкий участок русла реки Волчья. Но станция работала в общем не более 5 месяцев, и отправила не более 3 маршрутов с углем. Вследствие консервации рудника в 1876 году и отсутствия перспективы строительства новых железных дорог через Кураховка, после 1882 путевое развитие станции и железную дорогу демонтировали.

«Вторая станция Кураховка» действует и поныне, а строили в 1914-1918 годах силами Екатерининской железной дороги. Станция предусматривалась для обслуживания вуглекопалень на правом, крутом берегу реки Волчья к западу от современного Звездного, - еще западнее «первой станции Кураховка». Сейчас это тупиковая станция, но проектом Екатерининской железной дороги 1899 года, составленным еще под руководством ее первого начальника О. А. Верховцева, станцию Кураховка было предусмотрено на проектируемой железнодорожной участке от Рои к посту Журавка (ныне - блок-пост № 10 перегона Гродовка - Желанная).

Проектами 1911-1913 годов предполагалось строительство соединительной железнодорожной колеи от Кураховка в Красногоровку (вдоль трассы закрытой Рутченковской-Кураховской железной дороги), а также ветви Ильинку (Рузский, Кохановки). В результате жарких дебатов было решено строить железную дорогу в направлении Красногоровка - Роя - Цукуриха - Селидивка с тупиковой колее от станции Цукуриха на Кураховка и Кохановки (село Ильинка). Участок Кураховка - Кохановка демонтировали после Второй Мировой войны.

По состоянию к 1917 год станции Кураховка было 8 путей, в том числе - 3 тупики. В перспективе предусматривалась укладка еще 1 новой и удлинение 1 старой тупиковой колее. Рядом с пассажирским зданием находилась платформа протяженностью 50 саженей. Были оборудованы крытая и открытая товарные платформы, пакгауз, вагонные весы арендные участки под склады грузов.

До станции тяготели Кураховский рудник В. И. Карпова, Волчанский рудник В. М. Федоровского, а также мелкие шахты К. К. Кагермасова, М. С. Старенченка. Строительство станции продолжалось до ноября 1918 года. Ни информации о полноценных грузовые маршруты, ни информации о грузо-пассажирские поезда от станции Кураховка к революции не найдено.

После завершения активной фазы вооруженного противостояния в Донбассе в 1918-1921 годах, станция Кураховка выполняла исключительно грузовые операции. В 1923-24 хозяйственном году от станции было отправлено 804 т угля, в 1924-25 и 1925-26 хозяйственных годах угля от станции не отправлялось. Впрочем, до станции тяготели Кураховский рудник (бывший В. И. Карпова), а также мелкие действующие шахты, из которых такими действующих считались рудника Венгеровского, Дерека, Матченко, Мирошниченко, Пархоменко, Старенченка, Щекотихина.

Но были другие сельскохозяйственные и промышленные грузы. В 1926-27 хозяйственном году станция Кураховка приняла 3,9 тыс. Т и отправила 9,1 тыс. Т различных грузов. Причем, колебания грузооборота Кураховка течение года были едва ли не самыми среди станций участка железной дороги Рутченково - Гришино. В октября 1926 года станция бездействовала вообще, а в 1927 году не отправляла грузы. Максимум отправления грузов по Курахивци выпал на май 1927 - 2,1 тыс. т. Наличие выраженного грузопотока в направлении Рутченково, не ставили под сомнение целесообразности существования станции Кураховка. Хотя, до 1924 года велась дискуссия о демонтаже участка на Цукуриху и далее на Чунишино, и оборудования выхода из Кураховка на станцию Роя через станцию Кохановка, пост Волчья.

Пассажирское движение от Цукурихы к Кураховка начался не позднее 1930 года, когда к грузового состава, в случае его назначения, прицепляли классный жесткий пассажирский вагон от основного состава поезда Гришино - Сталине. О задержке последнего поезда из обслуживания Кураховской ветви телеграфировали с Цукурихы на станции по маршруту следования поезда. Регулярный пассажирский движение на Кураховка начался в середине 40-х годов ХХ века в виде следования рабочих поездов.

В 60-х годах рабочие поезда были переведены в категорию пригородных в сочетании Красноармейск - Кураховка с периодичностью курсирования 2 пары в сутки. В середине 90-х годов количество пар пригородных поездов до станции Кураховка увеличилась до 4 в сутки, но к 2007 году их количество постепенно уменьшили снова до 2 пар в сутки. В 2007-2009 годах здесь курсировали 2 пары хозяйственных поездов в сутки, - также от Красноармейска и на Красноармейск, - но летом 2009 года их заменили автобусным развозкой работников железной дороги.
Связь с автором: sendmail.php Ищу (дорого куплю) старые (желательно очень старые) фотографии шахт, объектов соцкультбыта и др. поселков Кураховка, Волчанка, Ильинка, Острый, Горняк, Цукурино, сел Зоряное, Жуково, Желанная, Софиевка и прилегающих районов Донбасса .
Шанхаец
Администратор
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 31 окт 2010, 10:42

Вернуться в История и соседи.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 396

cron