В архиве есть сведения о том, как на рубеже 19-20 веков отдыхали шахтёры Кураховки. Как собирались "на поляне" и прогуливались вдоль "канавы" - места где Волчья перед слиянием с Лозовой представляла собой стремительный поток. Но об этом позже. Для начала - общая картина. Авторпы В. Гончаров, В.В. Койнаш.
Донецкий национальный технический университет, Украина
В архиве есть сведения о том, как на рубеже 19-20 веков отдыхали шахтёры Кураховки. Как собирались "на поляне" и прогуливались вдоль "канавы" - места где Волчья перед слиянием с Лозовой представляла собой стремительный поток. Но об этом позже. Для начала - общая картина. Авторпы В. Гончаров, В.В. Койнаш.
Донецкий национальный технический университет, Украина
У рабочих Донбасса значительное место занимают традиционные развлечения, связанные с употреблением алкоголя. Но «если в сельской местности пьянство было всеобщим и связывалось в основном с религиозными и празд никами вообще, то в городах и посйлках водку потребляли ежедневно; ее можно было купить за наличные деньги и в кредит, в любое время». Известный писатель, сатирик А.Т. Аверченко,
в юности поработав на шахтах Донбасса, оставил нам следующую интересную зарисовку развлечения рабочих: «И все обитатели этого места пили, как сапожники, и я пил не хуже других… Вся их жизнь имела такой вид, что рождались они для водки, работали и губили свое здоровье непосильной работой – ради водки и отправлялись на тот свет при ближайшем участии и помощи той же водки» [12] Причем данная форма развлечения была так проста и притягательна, что английские рабочие, приехавшие вместе с Юзом для работы на металлургическом заводе, уже через несколько лет почти все были отправ лены назад в Англию как отъявленные пьяницы и дебоширы.
Воскресенье и праздники шахтное начальство и местная администрация ожидали
с тревогой. В шахтерской песне тех времен поется: «Шахтер до субботы доработает,
получает деньги. Идет шахтер в кабак, берет водку и табак, напувает девок, баб».
Все это своими глазами видел русский писатель В.В. Вересаев, описавший развлечение шахтеров в своем рассказе «Праздник»: «В субботу вечером обе шахты опустели… Окрестные кабаки начинают усиленную работу… Все пьяно… Прошло пять дней, а работы еще нигде не начались; они не начнуться до тех пор, пока в кармане шахтера останется хоть один грош…»
Довольно часто выходные или праздники после обильного возлияния заканчивались
кулачными боями или дракой. И если в деревнях (откуда и пришла эта форма время препровождения) или в крупных городах бои устраивались между деревнями или между соседними заводами, то в Донбассе довольно часто драки были между заводскими арте лями, например, туляки с тамбовцами, или между представителями различных этносов, например, украинцы с русскими. Наблюдатель заметил, что «нигде среди рабочих не встречал я такой жестокой взаимной вражды, как в здешней сбродной, чуждой друг другу массе. Враждуют по губерниям, – туляки с тамбовцами и рязанцами, великороссы враждуют с хохлами, шахтеры с обозниками и т.д., и т.д.» [7]. Причем скука и однообразие досуга влияла и на квалифицированный персонал.
Инженер А.И. Фенин вспоминал, что «нравы были таковы, что две наши “дамы”, поссорились как-то между собой, кончили тем, что подрались…»