Как покинуть зону боевых действий на личном автомобиле

А также веселые и не очень, грустные и поучительные рассказа.

Как покинуть зону боевых действий на личном автомобиле

Сообщение Шанхаец » 30 янв 2023, 08:12

Первая часть. Психология водителя и свойства железа

В соцсетях много жутких кадров, на которых бронетехника давит легковые авто. Часто этому виной является склонность к конфликтам на дороге, впитанная водителями с мирного времени. Иногда - просто вера в "хорошего солдата" за рулём или рычагами агрессивной "коробочки". Или - адреналин, помноженный на взращённую социальную ненависть, например, к "москальским жигулям". Но трагедия возможна и в чисто тактической ситуации обострения обстановки.

Что делать гражданским водителям, оказавшимся в придорожной зоне боевых действий? Ответов на все случаи нет и быть не может. Но кое-какие моменты следует учесть. Постарайтесь внимательно их прочитать и запрограммировать мозг и нервы таким образом, чтобы в критической ситуации не оставлять доли секунды на раздумья: готовый к тому или иному сценарию мозг сам примет правильной решение.

Оцените прочностные характеристики вашего авто

Крутизна, цена и "не единой царапины" в данном случае роли не играют. Играют - массогабаритные размеры вашей легковушки в сравнении с бронированным хищником и её конструктивное исполнение. Если перед вами танк, то один случай, если БМП - другой. Танку всё равно с какой стороны атаковать легковой автомобиль - во всех случаях он его если сходу не перепрыгнет, то сомнёт под гусеницами практически на высоту своего клиренса. Если не судьба уйти от столкновения с танком, то выжить под ним практически невозможно.

Если перед вами "броня" полегче, да ещё на колёсах, то в 90 случаях из 100 "коробка" на вас пойдёт в лоб, или с той части, где расположен двигатель. Мотор легкового автомобиля расположен ниже, упирается в трансмиссию и вместе с тем - в покрытие дороги. А потому служит своего рода "ступенькой" для агрессора, которая позволит механику легко выйти на уровень лобового стекла и крыши, затем плавно спуститься вниз по легко сминаемому багажнику. Если, к примеру, БМП попытается ударить сзади, то есть вероятность "накалывания" передних колёс агрессора на пустоты задней части легкового авто. Плюс - боязнь преступника в военной форме сходу напороться на бензобак или баллон с газом. В первом случае, при атаке спереди, конструкция кузова легкового авто лишь смягчит давление на топливные ёмкости. Об этом свидетельствуют многочисленные снимки подобных военных преступлений против мирного населения.

Прежде чем сесть за руль, учтите все обстоятельства

Интернет облетело видео с наездом БТР на при паркованный автомобиль в Константиновке Донецкой области. Случилось это в начале 2023 года. Возможно, вояку с мирняком выявили и наказали тюремным сроком на сто лет, а может его труп сейчас валяется где-то под Бахмутом - на всё Божья воля. Но если посмотреть на кадры, то у меня главный вопрос таки к водителю легковушки. О чём он думал, оставляя машину на полосе встречного движения, да и ещё передком к движущейся колонне (см. аргумент выше)? Когда ставил авто колонны не было видно? ОК! Но о чём думал? Согласитесь: таких пижонов в мирное время в спокойных местах можно наблюдать сколько угодно. Быкование на дороге по определению чревато наказанием. Тем более, когда ты поставил машину на полосе движения колонны, в которой, не сомневаюсь - механики матюкались, а один, особо ушпаренный - не выдержал...

Прежде чем сесть за руль личного автомобиля в зоне боевых действий, учтите все обстоятельства: время суток, погоду, число пассажиров и наличие груза. Понимаю, что в условиях внезапного обострения всё учесть невозможно. Но главное внимание водителя должно быть сосредоточено на машине и на дороге. Если вы в последний момент суетитесь с продуктами и заправкой, не знаете кого с собой взять и как рассадить - вы не просто теряете время. Вы потенциально на владеете ситуацией.

Ещё раз о "прокладке" между рулём и сидением

Выезжать лучше утром. Но не настолько рано, чтобы попасть под периферийную раздачу ночных событий. К утру те, кто участвовал в боестолкновениях - устают. А свежие силы, оказавшиеся на траектории вашего движения - должны быть поспокойнее психологически. Если направление вашего движения с бронетехникой совпадает - есть резон пристроиться либо в хвост, либо в зоне видимости командирской машины. Таковой чаще всего может быть не лёгкая или средняя броня, место в которой регламентировано экипажем и составом группы, например, десанта, а армейский джип или иной офицеровоз. Правда, в таком случае нет гарантии, что вас не вытолкнут на обочину. Но в таком случае, на глазах командира, уж точно не убьют.

Пристраиваться в хвост или голову - вам решать. Но учтите: если по колонне ударит РСЗО или ещё чего покруче, то находясь спереди, вы имеете шанс обойти авангард и рвануть вперёд, используя скоростные преимущества легковушки. Если вы пристроитесь сзади - имеете шанс развернуться, и на время забыть об этой дороге. Запомните: на дороге, если если на ней нет мин - залогом выживания может быть только скорость. И то, что водители называют "прокладкой". Между рулём и сидением...

Психологическая подготовка гражданского водителя в условиях боевых действий

Если вы увидели дозор или группу вооружённых людей спереди, а ситуация не позволяет уйти в сторону или совершить иной безопасный манёвр - чуть сбавьте темп и мигайте фарами, одновременно включив указатель поворота на сторону людей с оружием. Такой психологический ход непременно вобьёт в мозг встречающих вопрос: а не свои ли? По команде медленно остановитесь, и затем по возможности - решайте вопрос. Разумеется, никакого камужляжа и наезда с вашей стороны. Спокойно, с креативными, но простыми для понимания военных нюансами. Я знаю человека, который на задней полке автомобиля по украинской территории Донбасса возит немецкую каску, причём со знаками SS... Главное - простым для понимания и внешне безобидным предметом отвлечь человека с автоматом. Но и тут - в меру!

Ехать в группе или в одиночку?

Осенью весь мир наблюдал жуткие кадры расстрелянной колонны гражданских автомобилей на границе Харьковской и Луганской областей. Там группа местных с семьями решила уйти на жигулях и москвичах по просёлочной дороге на российскую территорию. И была жестоко расстреляна. Здесь явная ошибка организаторов. Конечно, гражданские люди знали окольные дороги, но не учли, что творится вокруг. В подобных случаях не спасут ни надписи "Дети", ни белые флаги (если расстрел произведён со стороны ВСУ, то какие нафиг - белые, причём умышленно убегающие от "освободителей"), ни признаки гражданской группы, на цивильных авто. Коллективный бессознательный принцип, одним словом - дело обоюдоопасное.

-под-Купянском.jpg
Расстрел граждангской колонны вблизи границы Луганской и Харьковской областей

Любая колонна - хоть гражданская, хоть военная - прекрасная во всех отношениях мишень. Будь тогда под Купянском, вместо гражданских колонная БТР - её бы расстреляли из противотанковых средств. Для мирных - вполне хватило несколько выстрелов из подствольников и коротких очередей. Поэтому, если вы решили покинуть город самостоятельно или в малой группе, по "своему коридору" и без гарантии безопасности с обеих противоборствующих сторон, думайте, как прорываться: самостоятельно или в одиночку; на авто или велосипеде; пешком или в ходе организованной эвакуации.

Я бы выбрал автономный ход. Если на автомобиле, то нужно:

1. Быть уверенным в себе и своей машине.
2. Знать главные и второстепенные дороги и направления с учётом возможных постов, минных полей.
3. Иметь некий "обменный фонд" в виде денег и драгоценностей (иногда поможет на задней полке, на виду пара бутылок водки или "лишний" блок сигарет, хорошая шмотка или лишний мобильник).
4. Уметь общаться на языке людей с оружием. Если позволяет возраст - называть их нейтрально "бойцами", или доверительно "сынками", Если предстоит эвакуация - не стричь волосы и не бриться, если носите или есть бабушкины очки - надеть их на время беседы и проверки документов. Не бросайте заинтересовенных взгядов на оружие, не выдавайте ваше внимание на акценте внешней обстановки. У вас одна задача - вызвать нейтральное к себе отношение и беспрепятственно проехать опасный участок.
5. Забавный случай представился в самом начале русской войны. Мужик погрузил в заднюю часть жигулей домашнее животное - годовалую тёлку. Физически мы коснёмся этого решения ниже, а вот психологическое решение водителя - великолепно. Наверное, нет на этой войне такого селюка с автоматом, которого бы не умилила данная картина. Впрочем, вместо молодой коровы в салоне могут оказаться милые кошечки или неагрессивные собачки - главное не объект, а нестандартное отвлечение внимания...

Что делать, если ваш путь пролегает через зону конфликта?

На ровной дороге вас подстерегают три опасности огневого и механического поражения:

- стрелковое оружие;
- артиллерийские и авиационные удары;
- агрессивные действия военных.


По второму пункту не остаётся ничего иного, как вовремя выскочить из авто, и вместе с пассажирами свалиться в ближайшую канаву. Если машина оказалась целой, у вас есть несколько секунд на то, чтобы завести мотор и покинуть точку обстрела. Ведь именно эти несколько секунд нужны оператору БПЛА, чтобы рассмотреть сквозь дым результат первого удара и принять решение о нанесении второго. Эти же секунды (умышленно не говорю о регламентных минутах орудийных расчётов) нужны арте на принятие поправок и перезарядку БК. Помните: эти несколько секунд - цена вашей жизни. По вырвавшейся из ада легковушке никто отдельно удар не нанесёт, да и оператор БПЛА вряд ли уделит вам внимание.

По третьему пункту я изложил мнение выше. О том, как постараться управлять автомобилем при обстреле из стрелкового оружия - во второй части:
Связь с автором: sendmail.php Ищу (дорого куплю) старые (желательно очень старые) фотографии шахт, объектов соцкультбыта и др. поселков Кураховка, Волчанка, Ильинка, Острый, Горняк, Цукурино, сел Зоряное, Жуково, Желанная, Софиевка и прилегающих районов Донбасса .
Шанхаец
Администратор
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 31 окт 2010, 10:42

Re: Как покинуть зону боевых действий на личном автомобиле

Сообщение Шанхаец » 30 янв 2023, 08:23

Вторая часть. Физика и механика процесса

В условиях военных действий любой водитель - гражданский или военный, рискует попасть почти в одинаковую ситуацию. Банально остановиться на обочине и погибнуть от мины. Или попасть под перекрёстный огонь из засады. Или сделать одно неверное движение, чтобы поймать очередь на блок-посту. Обо всём этом много сказано и написано, но здесь мы рассмотрим узкий срез проблемы. Ведь пуля или осколок представляют собой нечто одинаково опасное с физической точки зрения.

Тело как мишень (теоретическая часть, кто знает - не читает)

Сначала - о нашем мозге. О том, что называем рефлекторной реакцией. Любой водитель, начиная с гражданки, формулирует для себя наиглавнейшую дилемму: "манёвр или торможение". Обдумывает, строя в уме и на примерах различные ситуации, чтобы как можно прочнее закрепить их в мозгу, а при внезапно возникшем препятствии не оставлять время на раздумья. Ваш мозг в этих условиях сам примет правильное решение. Разумеется, если в него вложить верную информацию.

Общая площадь (показатель в медицине) тела мужчины среднего роста составляет от 1,7 до 1,9 метра квадратных. Женщины - пропорционально меньше. При этом площадь сечения (видимая, или фронтальная) в два с половиной раза меньше, то есть - около 0,6 метра квадратных. Это если человек стоит. Если сидит - эта цифра ещё меньше, округлим её до 0,5 кв. метров.

Ростовая мишень (номер шесть) для стрелкового оружия имеет условно размеры полтора метра по высоте и полметра по ширине . Отсюда - те же 1,5-1,7 кв.м. А вот грудная мишень, с головной фигурой, имеет квадрат со сторонами 0,5 на 0,5 метра. То есть, опять же соотносится с медицинскими показателями.

Тактика и практика стрельбы (кто знает - не читает)
.
Все мы с детства видели в фильмах, как фашист стреляет автоматной очередью по убегающему человеку и... не попадает. Или как водитель полуторки, гружёной боеприпасами, прорывается через цепь пехоты врага, и остаёютя живым-невредимым. Конечно, кино и жизнь иногда, мягко говоря - не одно и то же.

Дело в том, что современных новобранцев даже в строевые подразделения не везде как следует учат работать по движущимся (или качающимся) мишеням. Они в практике учебных центров представляют собой параллельные от стрелка объекты, полностью или частично согласованные с заданными ТТХ оружия. А как быть с надвигающейся, или удаляющейся (встречной или угонной) мишенью? Тем более, если она движется "змейкой по непредсказуемой для стрелка траектории! Ладно, на хорошем полигоне и хорошим инструктором можно освоить и это реместо. А в жизни, а всем подряд?

В стрелковом деле есть такое понятие, как Закон Рассеивания. Это когда стрелок, или стенд выдаёт очередь по статичной мишени и затем анализируют отклонение попаданий. Чем длиннее очередь - тем очевиднее отклонения. Говоря общими словами, из-за положения стрелка и фиксации оружия, при его отдаче происходит смещение последующих пуль относительно первой и дальнейшее рассеивания последующих пуль. В общем, почти геометрическая прогрессия, ограниченная длиной очереди или ёмкостью магазина. Вот почему более-менее прицельный огонь ведут короткими очередями. И это - аксиома, на которой нет смысла останавливаться. Но, исходя из практики, нам важнее иное.

Маневр при стрельбе вслед и навстречу. Физика процесса

Из ТТХ модернизированного автомата Калашникова: сердцевинные (то есть общие) отклонения при расстояниии до цели 100 и 200 метров соответственно: по высоте 24 и 46; по ширине - 34 и 68 сантиметров. Подчеркну: это ТТХ автомата в испытательном стенде. А если стреляет солдат? Даже у опытного бойца, в зависимости от способа стрельбы эти значения как минимум - удваиваются. При прицельной стрельбе по движущейся мишени отклонения возрастают кратно, а по сложной траектории цели - на порядки.

Заметим, что площадь салона среднего легкового автомобиля значительно превышает отклонения пуль от отдачи оружия и естественного рассеивания при прицельной стрельбе (из ПК, например). Но эта площадь параллельная полёту пули. Стало быть, чем ниже цель, тем больше над ней живого пространства. Иными словами, исходя из графика рассеивания и без учёта отдачи, вероятность поражения цели снижается как минимум - вдвое.

Znak-STOP-VSU.jpg

Приём во все века самый банальный: научитесь управлять машиной пригнувшись, а то и вообще вслепую. Если ведут огонь навстречу, то, как правило, пули не достают нижней части тела - они останавливаются в двигателе, или рикошетят от геометрически разнонаправленных его узлов и деталей. Здесь надо помнить уроки физики о том, что угол падения равен углу отражения. А значит, любой прямой рикошет, если не застрянет под капотом - отразится и войдёт через лобовое стекло, а не в ноги или пах. Вас и ваших пассажиров в стекле быть не должно. Так или иначе, движение навстречу стрелку наиболее опасно. Резкого, немотивированного движения "в лоб" надо максимально избежать. Иначе шанс выжить или уцелеть составляет не более 20 процентов.. Если видите неопределённость в действиях военных - уймите страх, сбросьте скорость, мигните фарами, включите правый поворот и остановитесь. Дальше многое зависит от вашего поведения, а от него, в свою очередь, в некоторой степени - настроение по отношению к вам вооружённых людей.

Боковой обстрел гражданских авто из засады могут вести только самае отмороженные. Во-первых, если это засада, то она не на вас. Открыв огонь, группа рискуют на голом месте выдать свою позицию. Во-вторых, движущийся транспорт в таком случае подпускают на максимально близкое расстояние, при котором невозможно не разглядеть, что в машине гражданские. В-третьих, группе дозора или ДРГ выгодно незаметно пропустить вас, чтобы противник, возможно наблюдающий за местностью, мог ощутить безопасный проход и двинуться по этой же дороге более серьёзным составом. Так что здесь, если вас не примут за противника, шанс не попасть под мотивированный обстрел довольно велик, и он составляет, по моему мнению - до 80 процентов.

Наконец, обстрел вдогонку. Это тот случай, когда на дороге или в посадке поздно спохватились, а вы - настоящий шумахер . В первую очередь надо учесть характеристики отклонения и рассеивания пуль стрелкового оружия, о чём говорено выше. Во вторую - характер вашего движения. "Угонная мишень" в данном случае - ваш козырь. В третьих - если трасса позволяет уходить "змейкой" - надо обязательно использовать этот несложный манёвр. Шанс выжить при грамотном активном уходе - 50х50.

Про тёлку в салоне, бронежилеты и досужие байки

Однако, как и при опаснейшем движении навстречу стрелку, так и при "угонной мишени" у вас нет гарантии от попадания пули в салон. Здесь те же требования, что и в первом случае. Отбросьте байки про то, что заднюю часть за сиденьями, а то и полку перед стеклом можно заложить пуховыми подушками. Не помогут от слова совсем! Ещё были байки про буханки хлеба - это очередное заблуждение. Да и грешно использовать хлеб не по назначению. О бронежилетах для вас и пассажиров не говорю - где их взять, да и при первом осмотре со стороны военных это вызовет подозрение. Бронежилеты скрытого ношения предпочтительнее, но они имеют максимум третий класс защиты, и от прямого попадания не спасут. Можно, конечно, отделать заднюю часть авто кевларом, но где его столько взять?

Хотя, есть и дополнительные нюансы. Помните, я говорил о тёлке в задней части жигулей? Не уверен, что тот водитель посадил её туда не случайно, однако это животное в качестве преграды предпочтительнее, скажем, пары кабанов. Хотя бы потому, что её профиль гораздо выше, а тут как ни крути, речь как минимум - об одной жизни...

Впрочем, в смутных девяностых, некоторые горячие ребята умудрялись отделять задние сидения от кузова толстой листовой сталью. Она при прямом попадании тоже малоэффективна, но при стрельбе под углом пуля или осколок наверняка отрекошетит и уйдёт в сторону. Таким же образом "бронировали" нижние части дверей, верхний угол моторного отсека под капотом, и даже... спинки водительских сидений. Это, в частности, было принято у таксистов, которые опасались стать жертвой прямого прокола ножом сзади через сиденье.

Общие выводы и рекомендации по теме будут в третьей части
Связь с автором: sendmail.php Ищу (дорого куплю) старые (желательно очень старые) фотографии шахт, объектов соцкультбыта и др. поселков Кураховка, Волчанка, Ильинка, Острый, Горняк, Цукурино, сел Зоряное, Жуково, Желанная, Софиевка и прилегающих районов Донбасса .
Шанхаец
Администратор
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 31 окт 2010, 10:42


Вернуться в Между терриконами. Прогулки с Пушкиным.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 451

cron