Здравствуйте, уважаемый
Meganom! Думаю, наши читатели (а они есть), премного благодарны вам за уточнения. Надеюсь, они еще последуют, для чего несколько вопросов-комментариев, после чего будем составлять кое-какую картину. Эту тему через пару дней объединю с основной по истории поселка.
По вашим воспоминаниям.1. Сталина смутно помню. ТОлько кажется, они с Лениным были расположены в дальних от клумбы концах "цветника". Да, кусты были шикарные, ровно стриженые. Такие же - за танцплощадкой перед стадионом. А вот о летнем клубе даже не знал. Помню, до строительство школы там был то ли магазин, то ли питейное заведение.
2. О раннем клубе. Меня пристыдил одноклассник, который подтвердил, что там был клуб, и он его каким-то образом даже помнит... Я лишь помню школьные мастерские где-то рядом, и спортзал.
3. О планах предпоссовета (женщины) по развитию поселка чрезвычайно ценная информация. Может историки когда и докопаются до деталей, думаю селидовская газета на сей счет содержит кое-какие сведения.
4. Если я помню бюст Сталина, то его убрали не сразу после хрущевского съезда а, скорее - в ходе переименования области в Донецкую. Кстати, решением украинского, а не союзного правительства. Что, так думаю, при определенном политическом и правовом раскладе, может стать поворотной точкой в обратном переменовании области.
5. Клуб ИТР. Видать, серьезно занимались кадрами. Аж не верится. Это говорит и о том, что не только шахтами был богат поселок. Не это ли здание? КАжется, оно рядом с аптекой. Или клуб таки был в одном здании с аптекой? Там вроде жилые квартиры сейчас.
6. Я делал видео из Курахово на кураховские терриконы где-то в середине девяностых. Если не изменяет память, оттуда видны 10-я, ну и 42-я, полузакрытая отвалами ЦОФ. Но во время Юрского ЦОФ не было, стало быть - терриконов было "много". 38-я точно не попадала, хотя в пик расцвета, а это как раз те годы - верхушку и могла засветить.
7. Возвращаясь к двухэтажкам на Чкалова и женщине-председателе. Думаю, эти три дома там неспроста, они предваряли проект развития поселка на тот момент, когда его социальная инфраструктура была приближена к 38-й шахте, и 10-я находилась на той же линии (помните старый базар?). Заметьте, что улица Центральная находится на одной линии с ул. Чкалова, и тут важно отталкиваться от проектирования домов на "Центральной", - их явно уводили выше, а вот когда их строили - я не знаю. Так или иначе, если бы центр поселка удалось сдвинуть восточнее, КУраховка со стороны Донецка смотрелась бы куда круче. Но это так, мысли вслух...
Уважаемый Meganom! Мы все тут как бы инкогнито, надеюсь со временем подойдут новые авторы и узнают имена "старых" (не навязываю вам переписку в ЛС и знакомство в столь сложный период), может заинтересуются учителя истории и краеведы, а пока нам остается определить основные направления и темы, по которым уделенно работать сложно, и которые на одних воспоминаниях не продвинуть. Поэтому обращаюсь с призывом ко всем, кто имеет какую-либо информацию о раннем периоде жизни поселка. Особенно интересуют довоенные фотографии документы периода Второй Мировой, публикации того периода и личные воспоминания жителей Кураховки.
Ниже - несколько новых и уточняющих вопросов.1. Судя по вашему тексту, вы имеете отношение к промышленности. Давайте вспомним, как работала 38-я шахта: как выглядела линия транспортировки угля на железнодорожную станцию, какие объекты соцкультбыта находились вблизи шахты. Я смутным образом помню парикмахерскую и пивную ниже ул. Центральной. Может еще что было?
2. Другие предприятия - от овощебазы в сторону Соцгородка. Коме ДОКа, как помню, их еще там несколько было. И еще. Что такое "Автостекло"? Микрорайон, или предприятие? Чем занималось?
3. Деятельность каменного карьера. Судя по выработке, его сильно проработали вглубь. У меня есть видео начала девяностых, оцифрую и прикручу. Детской же памятью ухватил его окончательный период работы. Но в 2011-м разговаривал с дедйшкой, который жил на Чапаева напротив карьера. Он рассказывал, что в период оккупации пленный красноармейцы носили наверх эти самые камни, из которых построено большинство сооружений шахты 10 и 38. Какова, на ваш взгляд, степень достоверности информации насчет военнопленных? Может есть какие сведения?
4. Что вам известно о "Чугунке", которую мы немного тут с Павлом, исследователем железных дорог, расписали?
5. Очень важный вопрос: в какой последовательности, на ваш взгляд, развивался поселок? Я так полагаю, двумя направлениями. Сначала было село КУраховка с копальнями. Потом - "Шанхай" и 38-я шахты. За ним - ЖД станция и "Рудник". Потом - "Сталинка", и уже с шестидесятых - "Победа". Шахта 10-я: явно бывшее и древнее, нигде не упоминаемое село "Юрки", потом - "ПЕрвомйка". Условное название "Карьер" как бы смычка между двумя жилмассивами.
6. Интересен мост в Жуково. Каков был раньше мост? Я его помню из конвейерных риштаков, потом построили на сваях. МАксимальная глубина была около 3 метров ближе к правому берегу, с ним связана чуть ли не драматические воспоминания детства. Кстати, снимок моста в семидесятых тут где-то разместил.
7. Давно, еще до создания этого форума, набивал информацию о начальном периоде развития машиностроения в Донбассе. Были где-то сведения о том, что в столице Империи некоторое время решали: Кураховка или нынешний Луганск. В пользу КУраховки выступала близость Рутченково и Юзовки, карьеры и довольно развитое на конец 19 века транспортное сообщение на МАриуполь. Но выбрали Луганск. Деталей не помню, ту информацию повторно нагуглить не получается. КОпать источники нет возможности. Можете прокомментировать?